11 апреля 2016 года в главном корпусе КГПУ им. В.П. Астафьева была организована встреча со студентами, приехавшими из Германии, города Регенсбурга, которые также получают профессию учителя начальных классов.
Для того, чтобы облегчить общение между представителями разных стран, немецкий и русский язык переводила преподавательница наших гостей, а также помогали студенты факультета иностранных языков. Сначала многие чувствовали трудности в понимании информации, но в процессе общения интерес возрастал, и студенты нашего университета все активнее задавали вопросы, касающиеся системы образования в Германии.
Германия считается рекордсменом по длительности обучения в школе: 13 лет. В высших учебных заведениях студенты в среднем обучаются 7 семестров, а затем 2 года проходят стажировку. Отличительной чертой образования в университетах является "академическая свобода", позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом. То есть у них нет определенного расписания, как в наших ВУЗах. Семестр делится на лекционные занятия, на каждое из которых может собраться от 30 до 200 студентов одновременно, и на нелекционный период, когда студенты выполняют самостоятельные работы и сдают их. Семинары не предусмотрены, и в малых группах они не работают.
Преимуществом германского образования считается то, что оно бесплатное, причем после первого высшего можно бесплатно получить и второе, третье. Исключение составляют лишь частные университеты, но их немного.
Прохождение практики будущих немецких педагогов также отличается от российских. Она проходит в 5 этапов, которые больше ориентированы на овладение коммуникативными умениями. Например, у них есть педагогическая обязательная практика, на которой они могут бесплатно работать 6 недель кем угодно в сфере общения с людьми: кассиром на почте, в бюро и т.д.. Актуальны и практические занятия, посвященные обсуждению проблем, которые могут встретиться в профессии учителя: как общаться с родителями учеников, чем помочь отстающему ребенку и др..
Особенностью германской системы образования является то, что студенты не имеют возможности исправлять свои оценки за экзамен, а тем более очень сложно получить автомат, большинство работ письменные. Такой подход обусловлен менталитетом немцев. Русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал, что немцы всегда стремятся систематизировать все явления жизни, очень скрупулезно подходят ко всему, что их окружает, поэтому и образовываются они очень тщательно и основательно.
Как бы ни было много различий между двумя культурами, студенты нашли общий язык и смогли обменяться мнениями и поделиться впечатлениями. Наших гостей, как они признались сами, порадовали наше гостеприимство, доброжелательность, удивило то, что в России много снега, но тепло, а также особенности русского языка, который для них мелодичен в звучании.
Студенты искренне проявляли интерес к приятной беседе, встреча подходила к концу, а вопросов оставалось по-прежнему много. Даже не понимая слов, общение стало возможным с помощью невербальных средств: улыбки, взгляды, жесты, показ студенческих билетов, пропускных карт между студентами. Очень много положительных моментов и эмоций студенты унесли с этой встречи!
Материал подготовила: Арепьева Юлия, студентка 31 группы
Фотографии предоставлены: Арепьева Юлия, студентка 31 группы
Зам. декана по ВР Н.Б. Тимофеева